Письменность

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Перейти к шаблону «Лингвистика»  Лингвистика
Языки мира
Языки мира
Теоретическая лингвистика
Дескриптивная лингвистика
Прикладная лингвистика
Прочее
Портал:Лингвистика

Пи́сьменность — совокупность письменных средств общения языка; система знаков, предназначенная для упорядочения, закрепления и передачи различных данных (речевой информации и других элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного вида. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы.

Общие характеристики[править | править код]

Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографические элементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определённым языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.

Язык свойственен каждому человеческому сообществу, и этот факт может рассматриваться как неотъемлемая и определяющая характеристика всего человечества в целом. Однако развитие письменности и процесс постепенного вытеснения ею традиционных устных форм общения были спорадическими, неравномерными и медленными. Единожды установившись, письменность в общем случае претерпевает изменения менее охотно, нежели устная речь, сохраняя тем самым черты и конкретные выражения, не характерные более для актуального состояния живого языка. Одно из наиболее существенных преимуществ использования письменности состоит в возможности создания постоянных записей информации, выраженной средствами языка.

Для возникновения и существования письменности требуются:

  • по крайней мере один набор определённых базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
  • по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
  • по крайней мере один язык, распространённый в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путём интерпретации написанного;
  • какие-либо физические средства отчётливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).

Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры — слова, акронимы и другие лексемы, — за счёт чего создаётся возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами. С целью достижения максимально полной передачи языкового содержания в системах письма используется также конкатенация малых групп символов. Во многих системах письма используется особый набор знаков — пунктуация, — посредством которого обеспечивается дополнительное структурирование и организация письменной речи, а также передача особенностей сообщения, которые передаются в речи посредством пауз, тона, ударения, интонирования и т. д. Кроме того, письменность обычно располагает определённым методом форматирования записанных сообщений, который следует правилам устной речи (грамматике, синтаксису и др.), дабы читающий имел возможность воспринять значение записанного сообщения как можно более точно.

Письменность появилась в середине IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Сначала это были хозяйственные записи, а к концу тысячелетия стали распространёнными тексты жанра лексических списков и литературные (условно-литературные, то есть тексты нехозяйственного назначения)[1].

Основная терминология[править | править код]

При рассмотрении конкретных систем письма изучение письменности в целом развивалось по нескольким, частично не связанным друг с другом направлениям. В силу этого используемая терминология может некоторым образом варьироваться в зависимости от той или иной области исследования.

Обобщённый термин «текст» относится к образцу письменного материала. Действие по порождению и записи текста, соответственно, определяется как письмо, а действие по просмотру и интерпретации текста — как чтение. Методология и правила, регулирующие соблюдение определённой структуры и последовательности письменных знаков, объединяются под наименованием орфографии, в рамках которой применительно к алфавитным системам письменности выделяется также и понятие правописания.

Специфическая базовая единица письменности, как уже говорилось выше, — графема. Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определённым фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.

Та или иная графема может быть представлена различными способами, причём каждая конкретная её запись может визуально отличаться от другой, но, тем не менее, все они будут интерпретироваться одинаково. Аналогично тому, как конкретный звук называется аллофоном фонемы, конкретная запись определяется как аллограф графемы. Тремя разными аллографами можно, к примеру, считать одну и ту же букву, набранную жирным шрифтом, подчёркнутым и курсивом. Выбор конкретного аллографа диктуется используемым носителем информации, средством записи, авторской стилистикой пишущего, особенностями предыдущих и последующих графем, временными ограничениями, предполагаемой аудиторией, преимущественно не осознаваемыми чертами индивидуального почерка и т. п.

Иногда для обозначения графемы используются термины «глиф», «знак», «символ» и им подобные. Конкретные значения этих терминов варьируются в зависимости от той или иной области знания; можно заметить, к примеру, что глифы в большинстве систем письма состоят из линий или черт и в силу этого называются линейными, однако в определённых разновидностях письменности они могут состоять из других конструктивных элементов (допустим, точек в шрифте Брайля) и, тем не менее, также именоваться глифами.

Письменность условна, как и язык, с которым она соотнесена. Степень её полноты определяется тем, насколько успешно она способна представлять в той или иной форме все то, что может быть выражено средствами устной речи.

Этапы формирования письменности[править | править код]

Современная письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

Предметное письмо[править | править код]

Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников-скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царём. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на верёвку) и кипу (счётная система и письменность инков и предшествующих им андских культур, в которой информация передавалась цветом и количеством узелков на верёвках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

Пиктографическое письмо[править | править код]

Древнекитайский иероглиф «солнце» (), 1200 до н. э.

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства произошло ещё во времена древних людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического письма заключается в том, что с помощью определённого знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография.

Иероглифическое письмо[править | править код]

Идеография («письмо понятиями») используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения[2].

Современный китайский иероглиф «солнце»/«день» ()

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

Слоговое письмо[править | править код]

Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), некоторые западносемитские варианты клинописи (напр., угаритская клинопись) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское (консонантное) письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

Алфавитное письмо[править | править код]

Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью консонантной финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь, используя порядка 30 знаков, которые с лёгкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл).

Типы письменности человеческих языков[править | править код]

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называются буквами.

Вышеприведённые системы в чистом виде встречаются редко, обычно к базовой системе примешиваются элементы других систем.

Выражение «иероглифическое письмо» не имеет чётко определённого смысла.

  • Древнеегипетское иероглифическое письмо было слоговым с элементами других систем.
  • Древнекитайское иероглифическое письмо было логографическим, современное китайское — морфемное.

Распространённые письменности[править | править код]

Несмотря на то, что за всё время существования человечества разными культурами и народами использовалось большое число различных письменностей (в том числе, исчезнувших), сегодня абсолютное большинство населения земли использует всего пять систем письма (с соответствующими, иногда весьма значительными, модификациями под каждый конкретный язык).

Название Тип письменности Основные языки, для записи которых используется данная письменность Страны, где данная письменность является основной
Арабское письмо Консонантная Арабский язык, персидский язык, уйгурский язык, дари, пушту, урду, берберские языки (частично) С запада на восток: Мавритания, Марокко, Западная Сахара, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Судан, Ливан, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Йемен, Оман, Иран, Афганистан, Пакистан и др.
Индийское письмо (семья письменностей общего происхождения, значительно различных между собой) Абугида Хинди и другие языки Индии, бенгальский язык, сингальский язык, тайский язык, лаосский язык, бирманский язык, кхмерский язык, тибетский язык, непальский язык, бутанский язык и др. Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан
Кириллица Консонантно-вокалическая Русский язык, украинский язык, белорусский язык, сербский язык (наряду с латиницей), болгарский язык, македонский язык, боснийский язык (наряду с латиницей), черногорский язык (наряду с латиницей), казахский язык, киргизский язык, таджикский язык, монгольский язык, абхазский язык, татарский язык и большинство языков Восточной Европы и Центральной Азии Россия, Белоруссия, Украина, Сербия, Болгария, Северная Македония, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Монголия; частично Босния и Герцеговина и Черногория
Китайское письмо Идеографическое Китайский язык, японский язык (частично) Китай, Япония (кандзи)
Латиница Консонантно-вокалическая Английский язык, французский язык, испанский язык, португальский язык, итальянский язык, немецкий язык, голландский язык, турецкий язык, индонезийский язык, малайский язык, тагальский язык, вьетнамский язык, полинезийские языки, язык суахили и многие другие Все страны Северной, Центральной и Южной Америки, Западной и Центральной Европы, Скандинавии, Прибалтики, а также Австралия, Новая Зеландия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Словения, Филиппины; в новейшее время также Турция, Азербайджан, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Узбекистан, Туркменистан, Румыния, Молдавия, большинство стран Африки, Полинезии.

Кроме этого, необходимо упомянуть такие письменности, как армянское письмо (Армения), грузинское письмо (Грузия), еврейское письмо (Израиль), греческое письмо (Греция, Кипр), корейское письмо (Корея), эфиопское письмо (Эфиопия, Эритрея), японское письмо кана (Япония). Эти письменности также продолжают активно использоваться сегодня, на них существует богатая литературная традиция.

Прочие письменности, перечисленные, наряду с этими, в следующем разделе и в шаблоне внизу статьи, в основном являются или редкими, или вышедшими из употребления (исчезнувшими), или даже не только исчезнувшими, но и недешифрованными.

Основные виды письменностей[править | править код]

Неполная карта письменностей мира
Направление письма:
1, синий цвет — слева направо, сверху вниз;
2, оранжевый — справа налево, сверху вниз;
3, тёмно-зелёный — сверху вниз, справа налево;
4, розовый — оба способа — 2 и 1;
5, светло-зелёный — оба способа — 3 и 1.

Ниже приводятся основные виды письменностей, сгруппированные по общему происхождению или региону.

Древние письменности Ближнего Востока и Средиземноморья[править | править код]

Семитское (звуковое) письмо и его производные (кроме греческого)[править | править код]

Системы, возникшие под влиянием семитоидных письменностей[править | править код]

Греческий и возникшие на его основе алфавиты[править | править код]

Письменности, возникшие под влиянием грекоидных[править | править код]

Индийское письмо (слоговое)[править | править код]

Китайское письмо и его производные[править | править код]

Другие древние и средневековые письменности[править | править код]

Письменности, возникшие в XVIII—XX веках[править | править код]

Как правило, эти письменности были созданы миссионерами или носителями языков, под влиянием самой идеи письма.

Азия[править | править код]

Африка[править | править код]

Америка[править | править код]

Письменности для искусственных языков[править | править код]

Зачастую основой письменности для искусственных языков является латиница в той или иной форме. Новая письменность часто связана с артлангами, художественными языками

Нерасшифрованные письменности[править | править код]

и многие другие

Письменности для жестовых языков[править | править код]

Существуют письменности для жестовых языков. В начале XXI века используется система SignWriting, созданная в 1974 году.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Рудик, Надежда. Мир в равновесии: древнейшие шумерские заклинания : [арх. 2 марта 2019] // Троицкий вариант : журн.. — 2019. — № 1(270) (15 января). — С. 10–11, 13.
  2. Реформатский А. А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2006. — с.352 — 353

Литература[править | править код]

Ссылки[править | править код]