Cуббота, которую мы потеряли.
СУББОТА, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Если рассмотреть Ветхозаветную Церковь и сравнить её с Новозаветной, то можно обнаружить одно отличие: если в Ветхозаветной Церкви главным было изучение Закона, то сейчас на 1-м месте стоит Литургия. Литургия есть священнодействие, которое, по идее, должно быть вершиной духовной жизни, но по факту является её основой. В то время как основа духовной жизни, так же, как и в Ветхозаветные времена – это изучение Закона. Это положение сохранялось в первые века христианства, и продолжает оставаться таковым по сей день для части христиан, но не возведено в правило. Если рассматривать конкретную организацию РПЦ, то можно обнаружить, что в ней изучение Закона не стоит на 1-м месте, на 1-м месте стоит Богослужение, которое, по идее, должно быть чем-то вроде «вершины айсберга», но не его средней частью. Из этого следует, что в РПЦ нужны перемены, руководство должно принять решения, которые восстановят более правильный строй церковной жизни, утраченный в первые века христианства. В то время, когда образовался чин Литургии, и сформировались утреня, вечерня, требы, прочие службы, внешняя часть духовной жизни вышла на передний план, в то время как исполнение Заповедей и изучение Закона ушло незаметно в тень.
__________________________________________
Что есть суббота? Можно отметить, что в Ветхозаветной Церкви её устройство не требовало корректировки и принятия каких-то решений руководства. Суббота была днём, когда нужно изучать Закон, ровно сутки. В Новозаветной Церкви эта традиция продолжилась, но постепенно исчезла. Это произошло на протяжении нескольки веков, произошло медленное сползание от полноценной духовной жизни к её суррогату – внешнему благочестию. Для многих стало актуальным посещать службы, но не изучать Закон, и не жить по заповедям. В настоящее время 80% россиян крещены, то есть, приняты в Церковь, но при этом, по факту, не являются её адептами. При этом, можно заметить, что и само Богослужение для большинства крещёных людей, то есть, принятых в члены Церкви, стало не обязательным. Возникает вопрос: для чего эти люди приняты в наше сообщество? Обычно это понимается так: мы принимаем всех желающих, но, раз они, сделав 1-й шаг, не желают продвигаться дальше, их духовная жизнь остаётся на их совести. Но тут я бы возразил: прежде, чем принимать нового человека в свои ряды, неплохо бы убедиться в том, что это ему действительно нужно. И, если он делает это исключительно в магических целях, чтобы заиметь Ангела-Хранителя, который будет уберегать его от несчастий, то было бы правильным ему отказать.
_______________________________
Интересно то, как в древние времена, и в наши тоже, понималась заповедь о Субботе. Тут есть два совершенно разных понимания. Суббота как буква Закона, и Суббота как Дух Закона. По букве закона Суббота понимается как день недели, который посвящается изучению Закона, а также Богослужению. Естественно, изучение Закона несравненно выше, чем Жертва, в каком бы виде она ни была. Любое жертвенное служение должно иметь основание, причину, почему и для чего оно делается. Эту причину нужно понимать достаточно твёрдо, в ином случае обряд, или таинство, или прославление Творца теряет всякий смысл. Ты славишь Творца, и хорошо делаешь, но, если ты недостаточно понимаешь, для чего это нужно, то твоё прославление бессмысленно. Двое человек стоят рядом и прославляют Творца. Один делает это осмысленно, а другой бессмысленно. Внешне отделить их невозможно, кажется, они заняты одним делом. Смысл находится внутри, и он не виден глазу, осмысленно славит Творца тот, кто ведёт полноценную духовную жизнь, то есть, кто живёт в соответствии с Высшим Законом повседневно, за пределом церковной ограды.
_________________________
Дух Закона в отношении Субботы нужно понимать из контекста. Сказано: «Шесть дней работай, а седьмой посвящай Богу твоему». Смысл в том, чтобы выделять время, 1/7 часть недели, и, по сути, 1/7 часть всего времени, имеющегося в наличии. Неправильное понимание Субботы заключается в том, что именно этот день, именно суббота, а в Новом Завете – Воскресенье, должно быть посвящено Богу. Это – крайне изращённое, глубоко бессмысленное толкование Заповеди, понимаемой буквально, без понимания её сути. Естественно, у евреев есть традиция идти в синагогу в Субботу, а у нас – идти в Храм в Воскресенье, но эта традиция не носит абсолютный характер, такой, от которого ни в коей мере нельзя было бы отступить. Если бы, к примеру, после 1917-го года выходным днём был бы объявлен четверг, то было бы логично проводить Литургию по четвергам, а не в ночь с субботы на воскресенье. Отступать от традиции – это не преступление, а вынужденная необходимость, ибо традиция не есть Заповедь, а Заповедь не есть традиция. Это – две совершенно разные вещи. Нельзя нив коем случае думать, что Бог – это такой формалист, который требует точного и буквального исполнения всех Его предписаний. Предписания Бога могут быть исполнены в какой-то иной форме, они могут быть внешне искажены, важно лишь следование Духу Закона.
____________________________
Важно иметь ввиду, что все тонкости и нюансы духовной жизни не могут быть усвоены всеми адептами РПЦ, найдутся немногие, кто не в силах своим умом различать ключевые моменты. С таких людей спрос не высокий, но их не должно быть среди духовенства и на ответственных должностях. Для всех прочих является обязательным различение Духа Закона и его буквы. В связи с этим у меня создаётся устойчивое впечатление, что современный иудаизм является точной калькой древнего фарисейства, жуткой ереси в рамках древнего Иудаизма, где фанатизм доходил до предела. Фарисеи были против того, чтобы Иисус исцелял в субботу, так как суббота, по их мнению, является днём бездействия, когда нужно изучать Закон, устранившись от прочих дел. Конечно же, современные евреи не станут утверждать, что исцелять в субботу – нельзя. Но в их среде развилось множество «кошерных» запретов, которые создают неудобства и следуют букве Закона. Евреи придумали множество самых разнообразных запретов, сами для себя, евреи для евреев, таких запретов, которых не было в Ветхом Завете, или «Танахе», которые придумали их лидеры. Еврей всегда должен быть в шапке! Даже если он сидит дома. Шапочку сделали маленькой, из лёгкой ткани, чтобы почти не чувствовать на голове, но при этом её нужно прикалывать, чтобы она не свалилась оттуда. И они верят, что это велит Бог. Съев мясо, нужно засечь время, чтобы сыр или молоко был употреблены не ранее, чем через 6 часов. И таких запретов – по сотне на каждом шагу. Еврей хочет «всё сделать правильно», ровно так же, как языческий жрец, который думает, что от правильно выполнения ритуала зависит его посмертная участь. Древние язычники верили, что ритуал может очистить от грехов, и главным является точное выполнение, от которого будет зависеть твоя судьба. В ином случае, если бы точность ритуала была бы не столь важна, его отдельные нюансы не были бы проработаны со всей дотошностью.
________________________
Тут мы видим, что Суббота понимается буквально. В современном иудаизме декламируется приоритет святости над обрядом (как и везде, в том числе в язычестве), но ритуалы проработаны с такой точностью, чтобы всё внимание евро-юзера было сосредоточено не на внутренней стороне духовной жизни, а на внешней. Надо выполнить всё, надо постоянно следить за собой, красные тарелки должны быть отдельно от синих, красный умывальник – для мясного, синий – для молочного. Если не носишь ермолку – ты не еврей, а Иуда, восставший на Бога. Ничего подобного вы не встретите в христианстве, хотя желание «всё сделать правильно» есть и тут. Для многих Богослужение возведено в абсолют, в храмах оно проводится каждый день, нередко 2 раза в день, при этом мирянин бывает настолько озабочен соблюдением правил, что для Главного просто не остаётся времени. Утром нужно прочесть молитвенное правило, также и вечером. Днём желательно сходить в храм. Фраза «вникай в себя и в учение» выпадает из поля зрения. «Ну, вроде бы, я во всё вникаю, хожу в храм, размышляю, даже дискутирую в соцсетях». Вроде бы, у всех идёт полноценная духовная жизнь, проводятся мероприятия, читаются лекции, задаются вопросы священнику, посещаются святые места. Скажут: зачем ты хочешь ввести в храмах изучение Закона? – Он и так изучается, всё есть, ничего не надо менять. – Зачем ты предлагаешь реформы?
_____________________________________
Интересно то, что современные раввины доказывают, что Иисус не мог быть Мессией, так как Он неуважительно относился к фарисеям, то есть, священникам иудаизма. Закон предписывал, и это правило актуально и сейчас, чтобы духовные лица пользовались особой честью. При этом Иисус говорил фарисеям: «ваш отец дьявол». Интересно, где этот раввин тут увидел непочтение духовенства? Разве Иисус не имел право служителей бесов называть таковыми? Людей, которые решили судьбу еврейского Мессии, воплощённого Богочеловека, или пусть даже просто Пророка, как человека, достойного принять самую позорную и мучительную смерть? Как мне кажется, такие раввины выглядят крайне непрезентабельно, они отражают общий уровень еврейского народа, точнее, показывают настроения худших представителей этого народа. Другие раввины называют Иисуса «великим учителем», кто-то утверждает, что Иисус был выдуман во 2-м веке нашей эры. Но нельзя упускать из внимания тот факт, что не простой еврей, а раввин говорит, что Иисус относился непочтительно к своим палачам. Что Он должен был «более смиренно, опустив голову», нести свой крест. Он даже не понял (как я надеюсь), что он сказал. Если бы лидеры еврейского духовенства полагали, что Иисус – обычный еврей, даже не пророк, то даже и в таком случае желание предать мучительной казни одно из своих выглядело бы крайне негативно. Еврей, предавший казни одного из своих, из-за религиозных разногласий – это не еврей, а чудище. Это не человек, это существо из ада, бес во плоти. И такие были в самом руководстве, на самом верху, в авангарде духовных лидеров! И современные евреи не торопятся их осуждать. Некоторые говорят хорошо, и хвалят Иисуса, но и это начинает казаться каким-то притворством.
_________________________________
Если провести изменения и вернуть изучение Закона в лоно Православной Церкви, то это будет наиболее правильное решение. Проблема заключается в том, что необходимо доказать, что у нас утрачена «Суббота». В настоящие дни каждый христианин имеет возможность изучать духовную литературу, задавать вопросы местному священнику, посещать лекции и беседы (в нашем храме это проводится каждую неделю), и может создасться впечатление, что этого вполне достаточно. Есть масса церковных сайтов, есть телеканалы РПЦ, есть многое, многое другое. Может показаться, что Суббота не утрачена, она есть, всё идёт так, как надо. Можно заметить, что и Ветхозаветная Суббота не решила проблему неверного пнимания Писаний. Иисус был отвергнут «народом Бога», как и было предсказано в Ветхом Завете. Никакое, даже самое тщательное изучение Писаний не достигло свою цель.
________________________________
На это я бы сказал: а почему нужно думать, что тщательное изучение Писаний может решить какие-то проблемы? Вот объективное и бесстрастное – да. Без апелляций к авторитетам, без излишней доверчивости. Изучать Писания – это ещё не значит «стоять в Истине». Изучать можно по-разному. Истину находит тот, кто её искренно ищет, тот же, кто ищет в Писаниях подтверждение своим заблуждениям, тот и найдёт их. Кто хочет убедиться, что Иисус – не Мессия, и что надо делать гиюр – тот всё это найдёт в Танахе. Он найдёт всё то, что искал. Таким образом, существует множество сект, конфессий, деноминаций. Как внутри иудаизма, так и внутри христианства. Причём многие иудаисты верят в асторлогию и реинканрацию, о чём я неожиданно узнал совсем недавно. Причём это не маргинальные иудаисты, а самые обычные. Если же говорить о православии (АРСе), то я бы отметил, что там нередко были подвержены заблуждениям самые авторитетные лидеры, святые. К примеру, большинство из них отрицало Тысячелетнее Царство Иисуса Христа, а также теорию преадамизма. Точно также нигде нет требований вернуть, наконец-то, Субботу в наш обиход. То есть, изучение Закона. Чтобы изучать Закон, необходимо собираться вместе 3 раза в неделю по 6 часов. При этом, естественно, ни от кого не требуется приходить все три раза, и сидеть по 6 часов. Даже Литургия, которая длится всего 2 часа, не является столь обязательной, чтобы прийти на неё непременно, во что бы то ни стало, и простоять её от начала и до конца, временами присаживаясь на скамейку. Тут я бы похвалил РПЦ за его лояльность к этому вопросу, где каждый ходит как он хочет, и никто ни за кем не следит. Ну и, естественно, такая свобода оборачивается тем, что многие приходят к середине Литургии, или не приходят вообще. Но ведь в этом-то и свобода! Здесь никто никого не принуждает, и не заглядывает в холодильник, как это делается у евреев. Если же у евреев кто-то готовится к принятию иудаизма, то к нему домой придут «гости» и будут изучать содержимое его холодильника.Если в холодильнике будет лежать сало, его не примут. Ничего подобного в христианстве нет!
_______________________________________________
И тем не менее, если в Ветхозаветной Церкви было выделено время, ровно 1/7 часть, для изучения Закона, то в Новозаветной этого уже нет. Но почему? Разве что-то изменилось? Закон больше не актуален? Для изучения Закона нет какого-то определённого выделенного времени, и это большое упущение. Иисус не мог Сам постановить правила, обязательные для выполнения. Он поручил всю работу Церкви, тем самым показав разницу между Ветхим Заветом и Новым. В Ветхом Завете Бог – Высший Авторитет и источник святости, в Новом Завете Церковь – Источник Высшей Истины, Высший Авторитет, (и Невеста Христова). Поэтому все постановления и правила исходят от Церкви, а не даны в готовом виде Иисусом. Моисей диктовал Законы Бога, которые услышал от Него. Один раз – и надолго. Иисус не создавал никаких предписаний, а всё поручил Церкви. В 51-м году нашей эры собрание Апостолов постановило, что больше приносить жертвы не надо, не надо проводить обрезание и соблюдать Ветхий Завет. Апостолы были обычными людьми из плоти и крови, но их совместный Авторитет, как и Авторитет последующих Семи Соборов является Абсолютной Истиной. Выходит, что человек – источник Истины. В Ветхом Завете этого явно не было, человек грешен, и может ошибаться. Но возникает вопрос: если человек – существо погрешимое, то каким образом Собор Апостолов и последующие Семь Соборов обладают непогрешимостью? Учитывая то, что Соборы состоят из обычных людей из плоти и крови. – Этот вопрос не относится к данной теме, важно закрепить знание о том, что, согласно Писанию, Иисус – Истинный Мессия, и Новый Завет – такой же истинный, как и Старый. И что Иисус говорил: «всё, что вы постановите и решите, нужно считать, что постановил Я». Этого будет вполне достаточно.

_____________
Если следовать логике, то «суббота, которую мы потеряли» - это то время, которое нужно проводить совместно для изучения Закона. Но возникает вопрос: а сколько времени нужно этому уделять? – Тут понятно, что всё зависит от обстоятельств. Но, тем не менее, церковное руководство должно дать вполне конкретный ответ на вопрос: сколько времени посвящать Закону? С моей точки зрения, минимальное время – три раза в неделю по 6 часов. И при этом не должно быть никакого контроля и принуждения. Но Церковь на этот вопрос пока что ничего не говорит, и возможно, даже не знает про это. Или, точнее сказать, РПЦ не видит необходимости возведения в правило общего Собрания во всех приходах, такого собрания, которое было бы посвящено рассмотрению самых разных вопросов, где нет повестки собрания, как на партийных сборищах, где всё свободно, где каждый приходит когда желает, и уходит тоже, и где изучается Закон Божий. Такого собрания в РПЦ нет, и это большое упущение. В каждом приходе жизнь организована так, как задумано его руководством, но при этом было бы полезно, чтобы на одном из ближайших Поместных Соборов было издано постановление о проведении регулярных приходских собраний. Смысл этого, как я уже говорил, в том, чтобы трансфрмировать церковный приход, и сделать из него общину. Как мне кажется, собрание должно проходить три раза в неделю по 6 часов, хотя в отдельных приходах можно сколько угодно более увеличивать время изучения Библии и других Писаний, и обсуждать многие аспекты духовной жизни. Всё это было бы также и исполнением слов: «духа не угашайте». Отсутствие приходского собрание есть сильнейший удар по духовности, сильнейшее угасание духа, которое осуществлено бездействием. Это, безусловно, грех, такое упущение, которое не замечено священниками, которые, каждый в своём приходе, в любой момент, могут всё изменить, приведя течение духовной жизни в своём приходе к его норме. Тут не нужно ждать, когда из МП выйдет постановление, можно проводить собрания прямо сейчас. Никаких запретов в этом отношении нет, каждый священник обладает свободой действий в своём приходе. Хотелось бы надеяться, что мои идеи не станут пустой тратой времени на прочтение моих изысканий, а найдут конкретное воплощение. В моём приходе эта идея не нашла поддержку, но, надеюсь, что будут какие-то перемены к лучшему. И та суббота, которую мы потеряли в первые века христианства, вернётся.

25.08.18
Категория: Мои статьи | Добавил: ABR (31.08.2018)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]