Век Великого перелома
СЕМЁН РЕЗНИЧЕНКО
Век Великого перелома
Наше время – это время, когда эпохи приходят к концу. Эпохи самые разные — и по глобальности, и по жизненным сферам. Но этот конец наступает достаточно синхронно. 
В России заканчивается эпоха мощного и жесткого централизованного государства. Государства имперского типа. Того, которое возникло во второй половине XV в. при Иване III. Того, которое достигло пика могущества в середине XX столетия. Элитарным кругам по настоящему могущественное государство больше не нужно. И ни они, ни какой-либо другой социальный слой не обладает политической волей для его сохранения. И дальше может быть всё, что угодно. Оккупация и распад, квазигосударственная Великая Российская Империя Чеченской нации и многое другое. Наиболее предпочтительный вариант — Русское Национальное Государство — тоже возможен. Но как раз для его реализации нужны огромные усилия. Падение же в пропасть может произойти и без особого подталкивания. 
В последнее кризисное пике вошла и цивилизация Запада (специфической частью которой являются и русские). Системы жизнеобеспечения народов, представляющих этот величайший культурный феномен, практически саморазрушились. Европейские ценности сменила их противоположность. То, что ведёт Европу к быстрому вымиранию. 
Христианство вытеснила вялая безыдейность и атеизм. Разрушена опора семейных ценностей и морали. Той морали, что каких-нибудь сто лет назад была высочайшей в мире. На её основе в ХХ веке была реформирована система ценностей элит всех сколь-нибудь развитых народов. Это позволило им сделать огромный рывок вперёд. И сейчас они приписывают это своим собственным традициям. 
А тем временем бездетные европейцы вымирают. 
Европейская демократия выродилась в либерализм. Права народов грубо попраны. Они отстранены от власти. Они не могут сохранять и защищать собственные традиции. Власть над Европой захватили люди, лишенные национальности и веры. Им нужна только сама власть и богатство. 
Возвеличиваются всяческие меньшинства. Особенно этнические и сексуальные. История учит, что меньшинства становятся опорой власти тогда, когда она стремится лишить прав и ограбить большую часть народа. Словом, установить тираническую, тоталитарную диктатуру. 
Традиционный европейский досуг, основанный на национальных особенностях и интеллектуальных упражнениях, уходит в прошлое. Европейцы стремительно тупеют. Они становятся инфантильными индивидуалистами, лишенными национальных корней и прочных связей друг с другом. Атрофируется способность к самодисциплине. А это то, что всегда давало нам преимущество перед всеми остальными.
Западный мир, зародившийся в период античности и Великого переселения народов, тоже сходит со сцены.
Подходит к концу и огромный, совершенно особый этап в истории человечества. Который начался в последнем тысячелетии пред началом новой эрой. Речь идёт о т.н. Осевом времени. Времени Христа, Будды, библейских пророков, греческих и индийских философов. Времени, когда человек научился мыслить абстрактно и индивидуально, научился самостоятельно создавать свой собственный мир. По настоящему Осевое время не закончилось на рубеже нашей эры. Его любимым детищем стала великая европейская цивилизация. Последняя дала не только высочайшие образцы абстрактного и индивидуализированного мышления. Европейцы создали небывалую по мощи технику и круто изменили повседневную жизнь всего человечества. И эта великая эпоха тоже походит к концу. 
С одной стороны, люди испытывают усталость и разочарование. Достижения и в научной, и в духовной сферах не решили насущных проблем, не ответили на «проклятые вопросы». Удачи и достижения оказались близнецами новых бед и страданий. Заоблачная духовная высота одних обернулась бездонным падением других. Это касается всех развитых и «высокодуховных» культур. Усталые и одинокие люди оказались ещё в более трудной ситуации, чем в начале Осевого времени. Они в массе утратили и иллюзии, и связь друг с другом. Человечество больше не может идти вперёд, не может и поддерживать значительную часть достигнутого. Во многом потому, что прошлые достижения и комфорт отучили людей от борьбы и дерзаний. С другой стороны, борцы и творческие люди веками гибли, делая своим наследником посредственность. Таким образом цивилизации «выгорели». 
Конечно же, мир не станет снова таким, каким был три тысячи лет назад. Часть научных и духовных достижений сохранится. Останется всё наиболее простое и эффективное. 
Исчезнет фундаментальная наука, прекратятся полёты в космос. Останутся взрывчатка и мобильные телефоны. Знание потеряет творческую потенцию. Оно станет простым заучиванием задов. 
Численность человечество резко сократится, а потом стабилизируется. Перенаселённость и недостаток ресурсов резко активизирует все возможные межгрупповые конфликты. И межличностные тоже. Тем более, что ослабление важнейших социальных институтов в главных центрах цивилизации будет этому способствовать. Скажутся и последствия генетической деградации многих людских популяций, где уже не одно поколение медицина позволяла выживать и давать потомство заведомо слабым. В свои права вступят мутировавшие вирусы и пр. Это будет происходить на фоне ослабление жизнеобеспечивающих социальных структур и развала системы зравоохранения. Медицина требует вложения огромных средств. А вялость, апатия и отсутствие солидарности верхов и низов не позволит транжирить средства без явной денежной прибыли! 
Отбор внутри человечества вступит в новую фазу. Наиболее слабые, нежизнеспособные, не умеющие самоорганизовываться обречены на вымирание. 
Философские течения и мировые религии потеряют власть над умами людей. По крайней мере, европейская философия, христианство и буддизм. Они слишком сложны и требуют на своё поддержание слишком много интеллектуальной и духовной энергии. А их адепты её теперь не обладают. 
Ислам же только вначале будет набирать обороты. Он достаточно прост, понятен, логичен. Его духовно-социальная структура весьма современна и технологична. Поэтому эта религия относительно долгое время будет удовлетворять запросы тех, кто хочет воспользоваться по-настоящему работающей идеологией. Тем более, что его адепты готовы расходовать на поддержание своей веры достаточно много энергии. 
Но в обозримом историческом будущем процветание ислама тоже завершится. В нём слишком много от постосевого периода. Великое божество, которому надо быть всецело преданным и т. д. Тем более, что чрезмерно радикальный конфессионализм, наблюдаемый в нынешнем исламе, реально подтачивает традиционные устои исповедующих его обществ. Это хорошо заметно по поведению кавказских ваххабитов. Такой «конфессиональный перегрев» может вызвать такие последствия, как крушение традиционной морали и отторжение от религии, как это произошло в Европе после завершения Реформации и религиозных войн. 
На смену фундаментализму вряд ли придёт просвещённый рационализм, как это было в Европе. Ведь творческая энергия покидает людей. Мир просто погрязнет в агностицизме и грубых суевериях. Формальный мусульманин или не-мусульманин будет прежде всего уповать на фетиши, амулеты или духов-помощников. 
Воцарится новое язычество. Крайне неромантичное, приземлённое и по-своему рациональное. Главным критерием веры будет практический результат, выполнение потусторонними силами каких-либо действий, нужных индивиду. Всё это приведёт к разнузданному моральному либертинажу. По крайней мере, в некоторых ныне очень «правильных» сообществах. Те из них, которые особенно «увлекутся», исчезнут. На этой волне могут подняться такие духовные течения, как шаманизм, индуизм, вудуизм. ( В реальном индуизме прагматики и примитива куда больше, чем высоколобостей). 
Шаманизм, например, динамично развивается в такой хорошо знакомой с мировыми религиями стране, как Южная Корея. Ведь программисты и бизнесмены ценят эффективность! 
Народы, ныне называемые «пассионарными», тоже имеют мало шансов сохранить свою культуру и образ жизни в неприкосновенности. Всё неэффективное и просто слишком «возвышенное» и «духовное» или случайное будет безжалостно отсекаться историей. Будет востребована сплочённость и умение приспосабливаться к любым условиям. 
Особое значение для развала нынешнего миропорядка имеют кризисные явления в относительно высокоразвитых странах. Россия по-настоящему не оправилась от разрухи 90-х гг. XX в. Образ жизни коренного населения Европы, США и Японии способствует всё большей индивидуализации и рыхлости социума. Последний лишается способности мобилизоваться в случае кризиса. 
В Китае растут межэтнические, межрегиональные и социальные противоречия (проблема приморских и внутренних территорий, движения уйгуров, тибетцев, народов Южного Китая). Даже в случае развала этой страны экспансия китайцев не прекратится. Внутренние неурядицы просто сделают её обвальной. Китайский центр силы будет «приватизирован» различными элитными группами, которые будут действовать на разных континентах. Возможно появление китайских государств в самых разных регионах земного шара. 
В случае дальнейшего углубления этих процессов относительный мировой порядок превратится во всемирный хаос. 
Нынешние события напоминают эпоху Великого переселения народов. То же перемещение огромных масс людей, смена народов друг другом — всё это уже само по себе чревато жестокими конфликтами. Но есть и другие сложности.
Большинство общностей времён Великого переселения были во многом случайными союзами племён, родственных и неродственных. Они только приобщались к великим и мощным мировым религиям. Их культура и ментальность в значительной степени «чистой доской», на которой можно было изобразить всё, что угодно. Это позволило в эпоху Средневековья сложиться новым великим народам и государствам. 
Сейчас по Земле бурно расселяются старые этносы, носители тысячелетних великих культур и / или мощных и стойких мировых религий. Причём расселяются дисперсно, на одной и той же территории. 
Поэтому активно заселяемые районы покроются сетью мелких анклавов, организованных пришельцами и потомками местных жителей. При в целом общей материальной культуре на основе современной западной они будут чужды друг другу духовно и враждебны. 
Культурный синтез, конечно же, тоже будет иметь место. Более сильные общности будут втягивать в себя более слабых ближайших соседей. Особенно если они родственны по религии и традициям. 
Но объединяющий импульс будет гораздо слабее того, который имел место в Европе Средневековья и Нового времени. 
Не будет способствовать его усилению и прогрессирующий упадок науки, образования, искусства. При этом, скорее всего, продолжат существовать достаточно мощные и эффективные средства массовой коммуникации. Они будут соединят близких друг другу людей, живущих на удалённых территориях. И, соответственно, разъединять географических соседей.
Европа и Россия могут погрузиться в доантичную культурную чересполосицу, когда обширные ареалы относительно единого образа жизни и материальной культуры включали независимые общины людей, говорящих на разных языках. 
Эти общины почти обязательно погрязнут в междоусобной борьбе. 
Возможно создание непрочных гегемоний и «империй». Особенно исламских «халифатов». Большую роль будут играть сетевые структуры и горизонтальные союзы, которые будут действовать «через голову» территориальному единству. Особенно созданные на основе таких современных объединений, как «Аль-Каида». Производные от последней действительно надолго могут стать самой мощной силой в уже бывшей Европе. Пока их, в свою очередь, не поразит кризис. 
Поэтому европейцам не стоит рассчитывать на близкое и легкое возрождение «старого доброго времени». Даже на каких-нибудь «новых основаниях». Вообще, такие всплески культуры, которые имели место в эпоху Античности европейского Ренессанса и Нового Времени — не правила для истории, но редкие и относительно короткие по времени исключения. Поэтому мы должны будем вести борьбу просто за то, чтобы выжить и не исчезнуть.
Этот «прекрасный новый мир» может сформироваться уже к концу XXI — началу следующего века. 
Что делать русским в сложившейся ситуации?
Во-первых, срочно развивать и совершенствовать навыки самоорганизации. Укреплять межличностные связи, образовывать структуры диаспорального типа, социальные сети. Как в своё время писал Денис Чуков в статье «Революция социальных сетей»: 
«1. Социальная сеть является отличным каналом для ведения индивидуальной пропаганды посредством личного общения. Скажем, начальник, пользующийся авторитетом среди подчинённых, или умный преподаватель, уважаемый студентами, гораздо лучше донесут до своей аудитории необходимую информацию, чем наспех поклееная на подъезд листовка. Такой канал невозможно уничтожить административными средствами: купить или закрыть по решению суда, как, допустим, сайт или газету.
2. Помимо совместной политической деятельности, участники сети получают возможность решать свои собственные проблемы за счёт сотрудничества, солидарности. Предприниматели (участники сети) вскладчину нанимают юриста (тоже участника сети) для защиты своих прав. Депутат местного законодательного органа обеспечивает поддержку в особо важных случаях. Преподаватель вуза приводит толкового студента к предпринимателю, который берёт его на работу... То есть начинает работать механизм «диаспоры», когда неформальное «братство» способствует росту возможностей каждого из «своих».
3. Социальная сеть растёт в геометрической прогрессии без каких-либо дополнительных затрат на агитацию (газет, листовок, сайтов и т.п.): с каждым новым участником в её «поле притяжения» попадают новые люди из его личного окружения, некоторые из которых со временем сами становятся новыми участниками».

Во-вторых, бороться за сохранение исторической памяти русских. Надо иметь в виду, что это будет память о великих успехах Российской империи и Советского союза. Государственных образований, вызывающих большой скепсис у многих русских. И тем не менее. В этих государствах русским жилось не так уж хорошо. Но они смогли дать русским ЯРКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКИХ СВЕРШЕНИЯХ, ПОБЕДАХ И ЖЕРТВАХ. Это тоже ценнейший капитал! Русский человек может не быть сторонником «имперского пути». Но он должен помнить империю и её победы, достигнутые усилиями русских. Такая память помогает сохранять веру в будущее. Автор ни в коем случае не призывает возрождать имперскую практику. Но память беречь необходимо. «Нет ничего дурного или порочного в том, чтобы желать своей стране быть великой державой. То, что для многих русских в свое время эта мечта стала огоньком во тьме — уже достаточная причина относиться к ней с уважением», — пишет в своём блоге Наталия Холмогорова. Историческая память, осознание преемственности — основа подлинной национальной идентичности. Без неё слово «русский» может стать пустым звуком. Или наполниться совершенно новым, чуждым смыслом. 
В-третьих, русским всеми силами надлежит сохранять и укреплять пространство европейской культуры и цивилизованности. Именно русские — основа всего этого на огромных территориях северо-востока Евразии. Именно в этом русские могут комфортно жить и отстаивать свои права. Какими преимуществами обладают русские? Это отнюдь не сплочённость. И не воинственность и умение делать деньги (хотя есть немало русских, вполне этими качествами обладающих). У русских лучше всего получается БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМИ. Людьми, умеющими обращаться со сложной техникой и сложными элементами культуры. И СОЗДАВАТЬ эту самую культуру и технику. БЫТЬ МАСТЕРОМ — вот к чему, помимо прочего, должен стремиться каждый уважающий себя русский. 
Между тем, ВАРВАРИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИ ТОЖДЕСТВЕННА РУСОФОБИИ. Это показал пример многих республик бывшего СССР. Или того же Северного Кавказа. Варваризации надо противостоять всеми силами. Необходимо отстаивать систему образования и культуры. Спасать от развала высокотехнологичные производства, где они ещё есть. В этом русских вполне могут поддержать многие другие граждане России. Которые не чувствуют себя варварами.
Категория: Футурология | Добавил: John_Locke (06.06.2010)
Просмотров: 1012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]