Сказка - ложь, да в ней намек
Первое и, наверное, главное, что маленький человек узнает в своей жизни, - это сказки. В его мирок, становясь добрыми друзьями, входят таинственные персонажи - звери и богатыри, русалки и лешие... Приходят из глубины времен как послание предков, как живое олицетворение народной мудрости - чтобы пройти с ним рука об руку через всю судьбу, заложить личностные основы и принципы родной речи.
С незапамятных времен в домах держали для детей старух-сказительниц, рассказывали сказки матушки и бабушки.
Собственно, само слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казать» (сообщать). Первоначально оно обозначало просто «перечень» или «список». Современное значение приобрело только в XVII-XIX веках. Ранее такое изустное предание называлось «баснь», а до XI века - «кощуна». Изначально кощу- нами назывались хранители древнеславянских традиций, волхвы, носители чудесных откровений, истоки которых шли из далеких глубин первобытности - мифов.
Кощуна - миф органически связывалась с волшебством. Это наименование мифа в на шем языке родственно словам «кош» - (жребий, судьба) и «кощьное» - потусторонний мир, где находились языческие боги. «Кошем» в старину называлась плетенка, связка, шнурок или веревочка, налобная повязка. При мене или договоре в дописьменную эпоху необходимы были некие «верительные знаки». Поэтому, например, плелся шнурок, на котором вязались узлы (сохранившийся до сих пор обычай вязать «узелки на память»). Количество узлов было равно количеству племен, участвовавших в договоре. Шнурок хранился у вождя племени или волхва. А чтобы не забыть содержание договора, «кош» оборачивался вокруг головы. Обычай этот также носил ритуальный характер. Имя одной из основных богинь славянского пантеона Макошь - Мать-пряха. Богиня, которая прядет нить жизни для всего мира. А две ее дочери Доля и Недоля вяжут на той нити различные узелки, кому на счастье, кому на неудачу. И даже боги подчиняются тем узелкам. Таким образом, по представлениям наших предков, навечно отразившимся в русском языке, исполняемая кощуна соединяла жизнь человека не только с иным, потусторонним миром, но и с его судьбой.
Исполнялись мифы-кощуны старцами, в том числе и во время тризны по умершему, над особым поминальным пирогом. Отсюда же, кстати, имя сказочного персонажа, пришедшего из полузабытого мира древнеславянской мифологии — Кощей Бессмертный, указывающее на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства.
После христианизации Руси волхвы-кощуны были объявлены вне закона и слово «кощуна» приобрело негативный смысл.
Стоит заметить, что многие мифы и сказки народов мира очень похожи. Так, например, в русской сказке об Одноглазом Великане рассказывается почти то же самое, что известно нам из «Одиссеи» Гомера о циклопе Полифеме, Одиссее и его спутниках. Это свидетельствует о том, что все люди на земле связаны общим корнем, прапамятью, хранящейся в душе каждого из нас. В конце XII века сказки стали заносить в рукописные сборники. Например, уже в первых встречается сказка об Илье Муромце. Литературные сказки для детей и взрослых появились в XVII веке. В XVII- XVIII веках были "очень популярны сказки о Ерше Ершовиче и о Шемякиной суде. В это же время распространились переработанные рыцарские повести, такие как сказка о Еруслане Лазаревиче и сказка о Вове Королевиче. Дети очень любили слушать истории и предания старины, поэтому в XVI веке по летописям был даже составлен специальный детский «Царственный летописец», включающий сказочные предания.
Русские писатели также всегда любили этот жанр, создавая сказки как для детей, так и для взрослой аудитории. Все мы читали «Конька-Горбунка» П. Ершова, «Сказку о Золотом Петушке» А. Пушкина, «Старика Хоттабыча» Л. Лагина, «Муху-цокотуху» К. Чуковского да и многие, многие другие... К сожалению, современные люди больше предпочитают смотреть, чем читать. Однако этот литературный жанр не вырождается, а вполне органично существует в контексте современной цивилизации.
Об этом, и не только, мы побеседовали с современным сказочником, автором книг «Выря» и «Черная жемчужина», членом Союза писателей России Иваном Карасевым.
- Иван, как вы считаете, почему надо читать сказки? Зачем они вообще нужны?
- Читать сказки полезно не только из интереса к архаике. Помните, у Пушкина - «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»?.. Сказки - очень гибкий, живучий и многообразный «организм». Например, сатирические сказки Михаила Салтыкова-Щедрина, политические сказки Максима Горького, социальные сказки-переделки Евгения Шварца... Или современное фэнтези. Чем не сказки? 
Сказочник чувствует себя максимально свободно, поскольку не нужно объяснять нелепости. Весь карнавал смыслов обусловлен самим жанром. Многие думают, что сказки это что-то вроде того, когда в цирке клоуны заполняют собой перерывы между серьезными номерами. Однако истоки сказочных сюжетов кроются в серьезной астральной магии. Там, где есть «вереницы зверей» (например, сказка «Теремок»), на мой взгляд, можно отыскать календарный код, аналогичный тому, который присутствует в китайском гороскопе. А «Колобок» - это метафора луны, которая близится к своему ущербу, когда каждый из зверей откусывает от светила по кусочку. «Репка» - мотив сотворения мира. В балтийских преданиях камень называют «чертовой репой»... Репа это земной мир. Так же, как и в другой сказке «Курочка Ряба», где золотое яйцо - это метафора мироздания. Разбитое яйцо - апокалипсис (вспомните еще другую сказку, где рушится царство Кощеево тоже из-за разбитого яйца). Кстати, есть вариант сказки про Курочку Рябу, где, после того как разбивается яйцо, поднимается вихрь, в котором гибнут старик со старухой.
- Почему вы пишете сказки, чем привлекает именно этот жанр?
- Настоящие сказки сейчас мало кто пишет. Не современные пересказы, вроде «Иван-царевич и Олигарх-разбойник», а именно сказки. По архаичным лекалам. Хотя то, что я пишу, скорее притчи, новеллы... Но вот прилип ярлык «сказочника». Я не сильно протестую. Некоторые хотят найти в них лубочную забаву... Самый частый вопрос, который задают: почему твои герои погибают? Задают его преимущественно взрослые... Дети понимают лучше. Так почему герои погибают? Да потому, что они герои...
- Нужны ли сказки детям? А взрослым?
- В детстве я нашел на мусорке толстенную книгу «Молдавские сказки» с чудесными иллюстрациями. Я был просто очарован. Они очень похожи на русские, только более цветистые, что ли. Как песни Софии Ротару. Ну и, конечно, очень повлияли фильмы Александра Роу, например «Варвара - краса, длинная коса» или «Морозко»... Будто ожившие полотна Васнецова или Билибина.
Сказки - феномен универсальный, поэтому не считаю, что им должны радоваться только дети. Есть сказочники, которые не думали, что пишут для детей, но тем не менее все считают их произведения эталонными, классическими. Я имею в виду, в первую очередь, Г.Х. Андерсена, у которого сказки по своей сути трагичные, даже порой жестокие. Например, «Красные башмаки» или «Русалочка».
- Насколько этот жанр распространен и, вообще, жив ли сегодня?
- Сказка, как и басня, как и другие архаичные жанры, - вечна. Более того, сказки усиленно актуализируются в последнее время. Влияет интерес к модернизации архаики. Творцы всегда черпали новаторские идеи из «глубин». К примеру, истоки современного абстрактного искусства лежат в первобытной наскальной живописи...
Как мне кажется, в будущем сказки переживут бурный подъем на почве магического реализма. Сейчас параллельно происходят два процесса - социальная активизация общества и тяга к мистике. В итоге может произойти резонанс, одним из проявлений которого станет зарождение новых жанров литературы. Скорее даже новая химия жанров, соединение в новом качестве, казалось бы, несоединимых компонентов - мистики и реализма.
Анна Мамаенко
«Тайное и явное», №4 (20), 2012.
Категория: Мои статьи | Добавил: rbardalzo (22.04.2012)
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]