Вот нашел любопытную
ссылку ("Пленник волчьей стаи"):
"Только река Пойтуваям знает, когда здесь построили свои жилища-полуземлянки коряки из рода пойтыльо. И только одна она помнит, когда впервые застучал молоток по раскаленной полосе железа на камне-наковальне.
Откуда в здешний глухой острожек впервые попал кусок железа и первый молот, кто их сюда привез, кто обучил первого кузнеца из рода бесстрашных охотников на морских зверей и зверей земных, — никто из нынешних людей пойтыльо не знал. Одни старики утверждали, что учителями кузнечного ремесла пойтыльо были якуты, другие уверяли, что кузнечное дело начинали тунгусы-эвенки. А тех, мол, в свою очередь, обучили народы, живущие на берегах далекой-далекой реки Амурваям (Амур). И было это давным-давно...
Когда сюда, на берега Пенжинской губы, что на севере холодного Охотского моря, пришли в конце семнадцатого века казаки-землепроходцы во главе с атаманом Атласовым, в корякских острожках уже вовсю стучали молотки по разогретому докрасна железу, превращая пластины и пластинки в ножи, наконечники для стрел и копий, в цепи для собак, в украшения для женщин… Посмотрев на работу пареньских кузнецов и увидев, из каких жалких кусочков железа те изготовляют дивные вещи в кузницах-полуземлянках, атаман Атласов так потом написал в своих знаменитых «Скасках»: «…им надобны были железо, ножи и топоры и пальмы, потому что железо у них не родится». То есть очень нужно было железо для кузнецов Парени, поскольку в здешних местах оно не добывалось и не выплавлялось.
Несла и несла свои быстрые холодные воды Пойтуваям в Охотское море, а в селеньице Парень стучали и стучали с утра до вечера молоты кузнецов-зверобоев. Впрочем, давно уже никто не называл так ни реку, ни само селеньице. Когда казаки-землепроходцы, коих местные называли мильгитане («огненные люди»), принялись столбить для государства Российского Камчатку и Чукотку, то многие реки, горы, заливы и здешние прибрежные поселения стали называть по-своему. Так как легче было произносить. Реку Пойтуваям они переименовали в Парень. И поселение кузнецов-зверобоев нарекли тем же именем.
С приходом русских мильгитан, названных так за то, что из ружей пришельцев вылетали огонь и дым, в Парени появилось несколько настоящих кузниц. В некоторых из них вместо камней были установлены железные наковальни, а заготовки для ножей, наконечников стрел и копий, для цепей и женских украшений местные кузнецы делали из хорошего железа. Железо в виде полос и прутьев им доставляли на больших-больших байдарах-кораблях торговые люди-купцы из далекого поселка Гижига. В нем проживало много мильгитан-купцов. Там жили и начальники, которых присылал в Парень главный русский тойон — царь.