12:23
Журнал Asa#21: вместо рецензии

В конце прошлого года вышел в свет очередной номер альманаха «Asa». Альманах издается в Краснодаре журналистом и поэтом Иваном Карасевым. С 2009 года вышел 21 номер. В современных непростых экономических условиях это число вызывает уважение.
Одной из главных целей издания является популяризация искусственного языка Арахау, изобретенного именно в Краснодаре: Asa в переводе с этого языка означает знание. И в этом выпуске иноформация об Арахау есть. Тем не менее, исключительно этой темой содержание альманаха не исчерпывается. В 21 номере уделяется внимание и минималистской поэзии (хайку-верлибру), и минималистской прозе, и поэзии традиционного, классического типа.
У читателя, который смог познакомиться с рядом выпусков «Asa», скорее всего возникнет ощущение, что именно минимализм образует главный эстетический вектор издания. В ситуации кризиса «больших нарративов» подобный выбор получает дополнительные возможности для обоснования. Эпоха постмодернизма стремится дискредитировать все, что может быть связано с видением реальности, основанном на каких-либо единых принципах. На смену целостности приходит множественность, мир распадается на серии фрагментов, часто внутренне никак не связанных друг с другом. И в этом контексте хайку-верлибр оказывается вполне уместным. Этот поэтический жанр апеллирует к мимолетному, живет впечатлениями, что органично соответствует современному способу человеческого существования. В российской ситуации фрагментация мира усиливается благодаря изначальной склонности русской культуры к большим нарративам и разрушению последнего из них — советского. В России общецивилизационные тенденции «успешно» накладываются на региональные, благодаря чему метафизические пустоты у нас ощущаются, возможно, более остро, чем где бы то ни было. В связи с этим хайку-верлибр, будучи изначально маргинальным жанром отечественной поэзии, неожиданно вышел на первый план. И в ХХI веке именно он определяет стиль и содержание русской поэзии в первую очередь. К радости, или к сожалению поклонников поэтического искусства.
В ситуации разрушения базового смыслового ядра культуры все ее формы оказываются обреченными на падение в маргинальность; культуре в нынешних условиях приходится доказывать законность своего существования. У русского хайку, имеющего большой опыт «существования на границах», это получается лучше, чем у многих других жанров. А почему бы и нет? В ситуации межвременья существование культуры из простой данности превращается в задачу, и хорошо, что хайку-верлибр стремится эту задачу выполнить. И чем больше формальных возможностей для этого будет, тем лучше.
Тем не менее, не будем хоронить классическую поэзию. И тот же 21-й номер «Asa» нам наглядно это демонстрирует. Чтобы это понять, стоит лишь прочитать проникновенные стихи петербургского поэта Екатерины Коновальчик, напечатанные в альманахе. Ее поэзия импрессионистична, но высказывается в более традиционной форме... Возможно, классическая традиция в современных условиях всего лишь взяла паузу и в недрах современной реальности вызревает в данный момент что-то глобальное и эпическое. По крайней мере, на это хочется надеяться. А вопрос о том, как долго продлится эта пауза, сейчас ответа получить не может.
А Ивану Карасеву - большое спасибо за очередной выпуск. И пожелание, чтобы «Asa» издавался и дальше, и издавался чаще. Краснодару такой альманах нужен.

Сергей Иванников

Просмотров: 1838 | Добавил: rbardalzo | Теги: Asa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]