Главная » 2016 » Октябрь » 28 » И. Васильев: "Творчество Ирины Мартусенко – совершенное воплощение нанофутуризма"
13:13
И. Васильев: "Творчество Ирины Мартусенко – совершенное воплощение нанофутуризма"

В Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко прошла выставка «Книга художника. От эстампа до арт-объекта. Мексика и Россия».
Это совместный проект двух стран, демонстрирующий возможности печатной графики и книги художника, своеобразного языка, на котором ведется диалог разных культур. В экспозиции - 76 произведений 91 автора из собраний мастерской печатной графики факультета искусств университета мексиканского штата Мичоакан и кафедры графики Кубанского госуниверситета.
Среди этих работ есть и весьма необычные. Десять цветных линогравюр (такая сложнейшая техника сейчас почти не используется) составляют авторскую книгу. В ней – трогательная история жизни северного шамана, в которой реальность переплетается с вымыслом. Ее автор – 31-летний преподаватель Краснодарской детской художественной школы № 1 Ирина Мартусенко.
Кандидат исторических наук, член Союза российских писателей Игорь Васильев посвятил ей свою работу, посвященную нанофутуризму. Ему - слово.

Нанофутуризм
Дмитрий Быков написал о нанофутуризме в своем «13-м апостоле»: «Последнего никогда не существовало, но все впереди» (Быков Д.Л. Тринадцатый апостол. Владимир Маяковский: трагедии буфф в шести действиях. М. 2016. С. 144). И да, вот он – нанофутуризм.
Это маленькие тексты, которым не нужны ни много писателей, ни много читателей.
Коллективу выживания. Он нужен коллективу выживания, пока до десяти человек.
Ходит казак Михайло Гетьманский по земле. С жинкой да пятью кумовьями. И нет больше ничего, ни мира, ни галактики, ни пути млечного. Михайло, жинка, кумовья. Да Бог Предвечный… Который есть там, где есть хоть один человек. И там, где нет никого…
И дай-то Бог, чтоб ничего не прилетело из тьмы пустой. Но тоже предвечной и плодоносной …
Увы…
Короткие слова у немногих людей. Обломки неуцелевших миров и комет. Тащим что пригодно в наш хомячатник. Обломки разбитых обелисков и обгоревших книг с прочей мелочью. Лишнее же выбросим во тьму внешнюю.
И что хватаем, если норку подтопит? Бог весть…
Малые тексты, стихи, проза и что угодно. Но удобное, как малый прибор, умещающийся в сумке и не тяжелый..
Хочется небольшое, что можно было пробормотать под подушкой и заснуть. Вот как нашенский хайку – верлибр или международное хайку.

Концепция
Нанофутуризм – искусство для коллектива выживания. Небольшой группы близких друг - другу людей, заинтересованных в поддержке друг друга. Объединенных по разному принципу, но главное, готовых помогать друг другу.

Нанофутуризм – это не литературное направление, а стиль жизни, охватывающий и ремесло, технику, вещи.
Им нужны небольшие удобные вещи и короткие емкие слова. И вещей, и слов не будет слишком много. Это то, что можно будет носить и возить с собой при переменах. Не только физически, но духовно.
Те же легкие, компактные мобильные технические устройства, но без перегрузки ненужными функциями.
Легкие куртки с подстежками на пуговицах и капюшонами.
Короткие стихи и афоризмы. Небольшая книга, состоящая из коротких и емких разделов. Подобная хорошо сделанному справочнику или «Псалтири». Которую можно раз за разом читать и перечитывать. С начала, конца или середины. И которая не перестанет быть важной и нужной.
Краткие стихи всех членов коллектива, которые умещаются на одном листе. К нему можно прикрепить листок стихов избранных гостей.
Афоризмы, из которых все ясно без длинных наставлений и переговоров.
И совсем немного большого и емкого, общего для всех. Автомобиль, палатка или дом, куда могут поместиться все сразу. Эпос или священная книга.

Нанофутуризм и культурное наследие: рюкзачки и грузовички
Сбрасывать что-либо с электромобиля современности глупо. Пригодиться могут самые неожиданные вещи. Причем разные – разным людям. Все знают эти городские рюкзачки, популярные у современных людей. Представим, что десять человек с такими рюкзачками придут в помещение, заполненное разнообразными артефактами. Они наберут разных вещей и уйдут, набив рюкзачки. А может приехать человек на грузовичке и увезет все остальное. И совсем в другом направлении…
Нанофутуризм состоит из живых вселенных – кубиков, которые могут сходиться в каком-либо «этнофутуризме», а потом разбегаться вновь…

Творчество Ирины Мартусенко (Гаркуши) – совершенное воплощение нанофутуризма
Возьмем серию цветных линогравюр, посвященных жизни Ивана Костёркина, советского человека.
Папка с линогравюрами невелика, но вместительна. Ее легко носить в рюкзаке или сумке. Открыв, удобно перелистывать справа налево и слева направо.
Линогравюры впечатляют и при беглом осмотре, и при неторопливой медитации, при неспешном ожидании.
Каждое изображение – отдельный мир, сдержанный и до конца непознаваемый. Корень для тысяч смыслов, готовых развернуться неожиданными воплощениями, но пока тихо созерцающими себя и друг друга.
А серия линогравюр – серия разных, но родных друг другу миров. Они, будто планеты одной звезды или дети в многодетной семье…

Фото Ольги Сергеевой
На снимке И. Мартусенко с одной из своих работ шаманского цикла.

Просмотров: 215 | Добавил: rbardalzo | Теги: шаманизм, Мексика, Ирина Мартусенко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас, Гость!Приветствую Вас, Гость!
Суббота, 29.04.2017

Рейтинг@Mail.ru