14:59
Здесь может водиться Ктулху

В Краснодарской Центральной городской библиотеке им. Н.А. Некрасова прошли IV Передереевские чтения, которые проводит Сообщество Арахау. В этом году исполнилось уже пять лет, как из жизни ушел кубанский писатель-фантаст Алексей Передереев, вокруг которого в кубанской столице сформировался круг креативных единомышленников. 
– Мне очень приятно видеть такое внимание к кубанскому писателю со стороны друзей и коллег, – сказала в своем выступлении председатель правления Краснодарского краевого отделения Союза писателей России Светлана Гриценко (Макарова). – Такие мероприятия сплачивают, делают нас более чуткими. Я давно была знакома с Алексеем, вместе с ним участвовали в литературных семинарах и всегда восхищалась его целеустремленностью. Теперь память о нем живет не только в его книгах. 
По словам заведующей отделом культурно-досуговой деятельности ЦГБ им. Н.А. Некрасова Наталья Лободырёвой, каждый год в стенах библиотеки имени Некрасова Передереев будто снова оживает, его творческий дух незримо присутствует в докладах и выступлениях, которые готовят участники чтений. 
В этот раз мероприятие проходило не совсем обычно. Члены Комиссии по литературному наследию Передереева Игорь Васильев, Иван Карасев и Денис Шульгатый решили в майские праздники совершить пешую прогулку по Краснодару и пофотографировать места, которые любил Алексей или где хотел побывать. В результате получился фоторассказ «По Передереевским местам». Показ слайдов сопровождался забавными историями, которые приключались с кубанскими литераторами некоторое время назад. 
На снимках – дом, где родился и долгое время жил Передереев, кафешки, места вечерних сборов литераторов, памятники, которыми восхищался Алексей. В первую очередь это – скульптура «Человек-труженик» ваятеля О. Коломойцева. Памятник был установлен в 1967 году в районе Краснодарской ТЭЦ и за суровый вид получил в народе название «Фантомас». Композиция «Гуляющие собачки» (угол ул. Красной и Мира) тоже впечатляла писателя-фантаста Торжественное открытие памятника прошло в 2007 года по замыслу скульптора Валерия Пчелина. А в парке «Солнечный остров» организаторам культпохода удалось поймать удачные ракурсы: высотки Краснодара, которые будто выглядывают из зарослей камыша, тихие заводи, напоминающие амазонскую сельву… Здесь вполне могли водиться чудовища научно-фантастических произведений А. Передереева. Кстати, если обыграть известный рассказ С. Кинга, фотоподборку можно было бы назвать «Здесь может водиться Ктулху». 
Затем член Союза российских писателей, историк Игорь Васильев рассказал об успехах литературного минимализма в творчестве кубанских авторов. В своем докладе «Достижения кубанских хайдзинов» ученый рассказал о краснодарцах, хайку которых стали широко известны не только в России, но и за рубежом. В первую очередь следует назвать Ивана Кротова, Андрея Насонова и Николая Гранкина. 
– Говоря о кубанском хайку, нельзя не сказать и о хайку-верлибре, первом литературном жанре, созданном на Кубани, – продолжает Васильев. – Хайку - верлибр (русское хайку) ведет свое начало в известный переводах японских классических хайку Веры Николаевны Марковой, которые отличаются яркой образностью и лиризмом… В чем же причина успешности кубанцев в жанре хайку? С одной стороны – в климате. Чёткая семена сезонов, дожди летом сменяемые жарой и духотой, внезапно выпадающий и столь же быстро тающий мокрый снег, яркая богатая растительность, близость моря – всё это напоминает природные некоторых префектур Японии. Он, конечно, не идентичен, но для появления сходный ощущений, ярких и изменчивых, этого достаточно. Еще более важны некоторые аспекты региональной психологии. Это консерватизм кубанцев, сдержанность в сочетании с сильными чувствами и способностью к глубоким впечатлениям. Которые, перед тем как выразить, нужно «отфильтровать», придать точную, ненавязчивую и лаконичную форму… 

Пока поэты Анна Мамаенко и Алексей Некрасов читали свои новые стихи, а литератор Марина Мартынова играла на гитаре, собравшиеся приняли участие в конкурсе. Экспромтом они должны были что-то написать – коротких рассказ, четверостишье… Главное, что был некий смысл или сильные эмоции. 
Ивана Карасева вдохновили такие строчки Мамаенко: «Добрый дедушка Капец…». И у него получилось нечто дружеской эпиграммы: 
«Добрый дедушка Капица 
В телевизоре приснится 
Очевидное – невероятное – 
Не всегда приятное». 

Светлана Гриценко сочинила такой хайку-верлибр: 
«Ветер шевелит страницы старых книг 
Опять весна закончилась 
Вспоминаю лето». 

А вот строки Ольги Поповой: 
«Стук молоточков невидимых 
В сердце – это рождается 
Поэзия». 

«Жизнь проходит ежеминутно 
Мы ждем, ждем и еще подождем 
Хотя нам порою так же уютно 
Как детям на качелях под дождем». 

Анна Мамаенко: 
«На стене записка – «Буду через 5 минут» 
Ветер стирает следы…». 
Александр Мартусенко: 
«новая строчка – 
перо из крыла Алексея». 

Алексей Некрасов:
"Идя в дорогу, не ищи
Путей простых, себя жалея
Над горизонтом поднимись,
Как Алексей Передереев".

Марина Мартынова: 
«По ночам эти двое встречаются: 
Легкий Пушкин «каменным гостем» 
К Алексею Передерееву, 
Соскочив с пьедестала, приходит. 
И они попивают шампанское 
(Или пунш, или просто водку), 
Обсуждая последние новости 
В свете всех философских концепций 
От Конфуция до Мамаенко… 
До утра соревнуются в хайку». 

А художник Ирина Мартусенко подарила свой рисунок, которые создала прямо в библиотеке, у себя на коленке, обычной шариковой ручкой. Композиция называется «Путешествие. Домой». 
– Я нарисовала возвращение Леши к нам на чтениях, поэтому и название такое – «Возвращение. Домой», – пояснила она. – Я изобразила Лешу с рукописями в руках. 

Кстати, Ирина – автор эмблемы Передереевских чтений. Она ни разу не видела А. Передереева и изобразила таким, каким он ей представлялся во время одного из вечеров памяти кубанского фантаста. 
По итогам ежегодного конкурса, который проводится редколлегией журнала «Аса» (Знание) И. Мартусенка получила почетное звание «Лицо Арахау», по итогам минувшего года. Кроме того, она получила в подарок специальную майку с надписью на языке Арахау, вдохновителем создания которого был А. Передереев. 
Как отмечают участники, эти чтения прошли в необычной атмосфере, а само мероприятие – «без сучка, но с задоринкой». В следующем году чтения будут юбилейными (уже пятыми по счету), а самому А. Передерееву 6 июня 2018-го исполнилось бы 50 лет. 


Наша справка 
Передереевские чтения - междисциплинарное научно-популяризационное творческое мероприятие, ставящее своей задачей исследование проблем культуры и языка в связи с общественной и литературной деятельностью А.А. Передереева (1968- 2012). Чтения учреждены Сообществом Арахау (Комиссией по литературному наследию Передереева, возглавляет которую председатель Лингвистического комитета Арахау поэтесса О.Н. Веснина) по инициативе главного редактора журнала "Asa" (Знание) И.Ю. Васильева. О том, что I Передереевские чтения пройдут в Краснодаре 6 июня (в день рождение А. Передереева) было заявлено 6 июня 2013 г. в КЦГБ им. Н.А. Некрасова, где проходил вечер памяти писателя. 
I Передереевские чтения прошли в июне 2014 г. в «Некрасовке». Оргкомитет конференции составляют О.Н. Веснина (председатель), И.Ю. Васильев, И.В. Карасёв. 
Среди участников чтений - журналисты, общественные деятели, представители гуманитарных и социальных дисциплин.

Текст и фото: И. Карасев
Посмотреть фоторассказ "По Передереевским местам" можно здесь.

Просмотров: 1113 | Добавил: rbardalzo | Теги: Арахау, Передереевские чтения, Лицо Арахау, Asa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]